«Астафьев из Сибири родом»

«Сибирская земля особенная – рождает на свет таланты особой мощи»

Виктор Петрович Астафьев родился  в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края. Он мог стать художником и запечатлевать на полотнах завораживающие красоты Сибири, мог стать музыкантом: у него был хороший слух; мог подарить людям много лирических стихов, но чуткая от природы душа мальчика, а главное – открытое всему миру трепетное сердце – сделало из него писателя-прозаика. Конечно, не только место рождения определило судьбу Виктора Астафьева, а те жизненные передряги, которые пришлось ему пройти, те беды, которые свалились на его детскую голову, скитания и метания – все это оказало влияние на его зреющий талант.

Его родители, отец Петр Павлович и мать Лидия Ильинична, работали на мельнице, которая когда-то принадлежала деду Виктора Астафьева. Когда мальчику было семь лет, его отца осудили за вредительство и порчу социалистического имущества – Петр Павлович по недосмотру устроил аварию на мельнице. Как врага народа его отправили в Карелию строить Беломорканал. Эта ссылка повлекла за собой трагическую смерть матери. Отправляясь на очередное свидание с мужем, лодка, на которой она плыла, перевернулась, и Лидия Ильинична утонула. Памяти матери Виктор Астафьев посвятит повесть «Перевал», а позднее, став уже известным писателем, он скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…».

Воспитывался маленький Витя в семье дедушки и бабушки, которые своим вниманием и заботой скрашивали его сиротское детство. Уже в раннем возрасте мальчик сочинял разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Астафьев говорил, что бабушка была ему «и отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня!» Позже в автобиографичной повести «Последний поклон» Виктор Петрович описал свое детство, проведенное в доме бабушки.

Судьба Астафьева схожа с судьбами его сверстников. В 30-е годы, омраченные голодом, репрессиями, многие дети становились сиротами. Витя Астафьев оказался сиротой при живом отце: тот, вернувшись из заключения, вновь женился и совершенно не интересовался старшим сыном, впрочем, как и остальными детьми. С мачехой у Виктора не сложилось хороших отношений. Он часто сбегал из дома, бродяжничал. И вскоре оказался в Игарском детском доме. Жизнь в детском доме не была легкой. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был заложен в родной деревне близкими людьми, помог ему выстоять и не сломаться под тяжестью обрушившихся на него обстоятельств. Единственной радостью и поддержкой для него были книги, которые подросток читал запоем. Именно в детском доме Виктор Астафьев встретил людей, которые оказали значительное влияние на формирование его личности. Это директор детского дома Василий Иванович Соколов, который заставил Астафьева поверить в себя и свое высокое предназначение. И, конечно, учитель русского языка и литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский, который пробудил в будущем писателе любовь к русскому слову и страстную жажду творчества. Однажды учитель литературы предложил написать пятиклассникам о том, как прошло лето. Астафьев написал о случае в тайге, когда он заблудился и провел в лесу несколько дней. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя Виктор Петрович вспомнил о нем, и получилось «Васюткино озеро» – первый рассказ для детей.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и он поступил в школу фабрично-заводского обучения на составителя поездов. По ее окончании работал сцепщиком поездов и некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу.

Но мирная спокойная жизнь и самые дерзкие мечты – все рухнуло в один миг. Война! Она во многом определила судьбы поколения Виктора Астафьева. Война осталась главным «водоразделом» в его жизни: до войны и после войны… В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Виктор Петрович освоил разные специальности: разведчик, водитель и связист. Виктор Астафьев награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Осенью 1944 года для Астафьева война закончилась – он был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. Там он встретил свою будущую жену — медсестру Марию Корякину. Впоследствии она стала редактором, читателем и наборщиком его произведений. Несмотря на то, что Мария Корякина всегда была для Астафьева и машинисткой, и секретарем, и примерной домохозяйкой, на ее счету и 14 собственных книг… В послевоенную жизнь он входил очень трудно. «Бывали в первые послевоенные годы такие дни, когда я жалел о том, что меня не убили на фронте», – вспоминал писатель. Он вновь и вновь возвращался мыслями к своей юности, которую провел на войне.

Виктор Петрович очень хотел поделиться накопленными впечатлениями, рассказать о пережитом. На себе испытав все тяготы войны, Виктор Астафьев имел полное право рассказать о ней, но долгое время откладывал этот тяжелый разговор с читателем, «боясь ненужных, неумелых слов». Он считал себя недостаточно подготовленным для литературной работы, ведь образования у него было всего шесть классов, да и писал он с ошибками. Посещение литературного кружка при местной газете «Чусовской рабочий»  единственное, что  приносило Астафьеву удовольствие. Однажды на заседании кружка местный писатель прочитал свой рассказ о летчике, который «сбивал и таранил фрицев как коршун». История была, по мнению Астафьева, совершенно нереалистичная – сплошная фальшь и приукрашивание войны. Его негодованию не было предела. Тогда обиженный автор предложил Астафьеву написать правдоподобное произведение о войне. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики, прямо на страницах вахтового журнала Виктор Петрович написал рассказ «Гражданский человек», позднее названный «Сибиряк», о судьбе погибшего боевого друга. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в городской газете «Чусовской рабочий». Дебют начинающего 27-летнего прозаика оказался успешным. Астафьев стал сотрудником местной газеты «Чусовской рабочий», для которой писал репортажи и статьи.

Вскоре стало понятно, что в литературу пришел писатель большого жизненного опыта и щедрого таланта. В 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Тема военного патриотизма и описание деревенского быта стали ведущими темами творчества Астафьева.

В 1957 году писатель создает цикл рассказов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон». Астафьев становится известным, его печатают в центральных журналах и издательствах. Но Виктор Петрович чувствовал нехватку хорошего образования. Желая повысить культурный уровень, Астафьев начал усиленно учиться, самостоятельно постигая тонкости русского языка. В 1959 году он поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. В столице Виктор Петрович попал в новую, непривычную культурную среду. Он посещал выставки, концертные залы, театры, общался с коллегами по цеху – «все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию», – как говорил сам писатель.

23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».

В 1977 году была опубликована повесть «Царь-рыба», которая стала визитной карточкой писателя и прославила его на весь мир. Автор показал жизнь современной сибирской деревни, описал ее с самой нежной любовью и самым горьким негодованием. Когда ничего не говорили об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести кричал о беде. Он говорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности, о людях, которые знают и ценят природу и мирно уживаются с ней.

В конце 70-х и начале 80-х Виктор Петрович вернулся в Красноярский край. Тема войны по-прежнему остается ключевой для Астафьева. «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, стало благоразумнее». Он вновь и вновь возвращался к пережитому. Его глубокая, «чёрная» окопная проза, неприязнь к тыловикам, знание того, как тяжело приходится рядовому и в военной, и в мирной жизни, – это постоянный возврат к тому, через что ему самому пришлось пройти.

«Много мне нужно рассказать о войне, о мною увиденной войне, и как это сделать, с какой стороны на войну зайти, надо подумать, время нужно и пространство», – пишет Астафьев. Он долгие годы не решался взяться за роман, готовился к своей главной книге, в которой хотел без пафоса, без напускного героизма показать работу русского солдата. Он шел к этой книге и боялся взяться за нее, потому что не знал, переживет ли вновь ад войны, пусть даже в памяти и воображении. Письма ветеранов помогли Виктору Петровичу создать настоящий роман о войне «Прокляты и убиты». Роман «Прокляты и убиты» – одна из сильнейших вещей, которые когда-либо были написаны о войне. В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили еще одну Государственную премию.

В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Виктор Петрович продолжал работать до последнего дня. Из-под его пера вышли новые «Затеси», военные рассказы. Они опубликованы в 2000 году в книге «Пролетный гусь», которая оказалась последней в жизни писателя.

29 ноября 2001 года Виктора Астафьева не стало. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки.